8 ноября на стриминговом сервисе Apple TV+ завершился показ 7-серийного психологического триллера «Дисклеймер» с Кейт Бланшетт и Кевином Клайном в главных ролях. Его сюжет основан на одноименном романе Рене Найт, который появился на полках книжных магазинов в 2015 году. Сценарием и режиссурой проекта занимался оскароносный мексиканский режиссер Альфонсо Куарон («Гарри Поттер и узник Азкабана», «Дитя человеческое», «Гравитация»). В обзоре ниже рассказываем, на что можно рассчитывать зрителю при знакомстве с этой запутанной историей.
Плюсы:
достаточно интересная история, предлагающая маловато напряжения как для триллера, но по крайней мере стабильно держащая внимание; хороший актерский состав, отличное техническое исполнение;
Минусы:
достаточное количество сомнительных моментов; чувствуется определенная затянутость и излишняя мелодраматизация повествования; финал скорее разочаровывает;
7/10 Оценка ITC.ua Відключайте рекламу — підтримуйте ITC!
«Дисклеймер» / Отказ от ответственности
Жанр психологический триллер, драма
режиссёр Альфонсо Куарон
В ролях Кейт Бланшетт, Кевин Клайн, Лейла Джордж, Саша Барон Коэн, Адам Эль Хагар, Лесли Мэнвилл, Луис Партридж, Коди Смит-Макфи, Индира Варма
Премьера Apple TV+
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Кажется, в жизни популярной журналистки и документалистки Кэтрин Рейвенскрофт все прекрасно — она живет в красивом доме в Лондоне, у нее есть любящий муж Роберт, уже взрослый сын Николас, а буквально недавно она удостоилась престижной премии за свою работу. Но все кардинально меняется в тот момент, когда женщина получает посылку с загадочной книгой «Идеальный незнакомец». Ее автор посвятил роман своему сыну Джонатану и предупредил, что все совпадения с реальными людьми, живыми или мертвыми, не являются случайными (это и есть тот самый дисклеймер, вынесенный в название сериала).
Ознакомившись с содержанием, главная героиня с ужасом обнаруживает, что в романе описываются трагические события из ее жизни, которые случились 20 лет назад во время отдыха в Италии. Ситуация осложняется тем, что Кэтрин показана в произведении далеко не в лучшем свете, и становится очевидно, что сюжет книги раскрывает страшную тайну, которую она скрывала в течение многих лет. Поэтому когда правда наконец должна вырваться наружу, Кэтрин сполна почувствует на себе гнев того, перед кем провинилась. И это рискует разрушить всю ее жизнь.После оскароносной «Ромы» (2018) мексиканский постановщик Альфонсо Куарон долго не давал о себе знать. Лишь по прошествии долгих шести лет молчания он возвращается в большое кино, причем не с очередным технически совершенным блокбастером, а с 7-серийным шоу по мотивам бульварного чтива. При этом Куарон самостоятельно писал сценарий ко всем без исключения эпизодам и сам же их ставил, заручившись поддержкой операторов Бруно Дельбоннеля и своего старого знакомого Эммануэля Любецки. Ну а эпловские денежки позволяли привлечь к проекту звезд калибра Кейт Бланшетт и Кевина Клайна.
С технической стороны «Дисклеймер» ожидаемо выполнен на высоком уровне.
Уже с первого же кадра авторы предлагают интересный отъезд камеры, когда внимание зрителей переходит с окна в купе на молодую парочку, развлекающуюся в постели. В целом лондонские сцены нарочито обесцвечены, и эта блеклость подчеркивает не только будничную жизнь персонажей в сплошь мрачной столице, но и вполне доходчиво передает их внутреннее состояние. Лишь спорадические и совсем не случайные проблески солнечного света порой вызывающе портят эту тусклую идиллию. Даже солнечные итальянские флэшбеки не кажутся такими уж беззаботно яркими. Словом, картинка здесь максимально вылизана, что привычно для проекта подобного калибра от стримингового сервиса, который может позволить себе солидные бюджеты. Сцены в море — просто великолепны. Разве что, кажется, Куарон злоупотребляет эффектом Айрис (сужение пространства в кадре вплоть до маленького кружочка с изображением посреди черного экрана) — монтажным приемом, который был очень популярен в эпоху немого кино или, например, в старых мультфильмах вроде «Том и Джерри».
Повествование, разделенное на главы и основанное на факторе ненадежного рассказчика, определенно литературоцентрично. Постоянно звучит закадровый голос, транслирующий мысли персонажей, и благодаря такому нехитрому подходу те становятся понятнее и, соответственно, ближе зрителю. Несколько сюжетных линий и даже таймлайнов, которые в итоге прогнозируемо сойдутся воедино и образуют полную картину, грамотно перетасованы, так что жаловаться на скуку не приходится. Наоборот, во время просмотра так и тянет выяснить, что произойдет дальше и чем все это закончится.
Впрочем, к содержанию и логике действий определенных действующих лиц все равно возникают вопросы. В частности, к неоднозначному герою Луиса Партриджа (но не будем вдаваться в подробности, чтобы избежать спойлеров).
Не кажется полностью адекватным и поведение героя Кевина Клайна — то ли дед забыл принять таблетки, то ли на старости лет решил перейти на сторону зла, но из-за того, что эта линия иногда неправдоподобна, не происходит откровения там, где оно по идее предполагалось.
Плюс финальный рассказ героини Кейт Бланшетт, который проливает свет на события 20-летней давности, должен был бы перевернуть все вверх дном. Но на самом деле не становится тем разоблачительным твистом, который выводит историю на принципиально иной уровень. Поэтому и кульминационные потуги Куарона удивить и дать напряженный триллер, разбиваются о стену предсказуемости и отсутствия интриги.
Лейла Джордж, с ее тонкими чертами лица, такое ощущение, не очень подходит на роль «Кейт Бланшетт 20 лет назад». Уж слишком мало общего во внешности актрис, несмотря на то, что обе выглядят прекрасно. Если кому-то интересно — в кадре присутствует значительное количество эротических сцен с участием 32-летней австралийской красавицы, роль которой требовала смелой откровенности и раскованности перед камерой.Из других местных особенностей — общение старого деда молодежным интернет-сленгом, что уже за гранью фантастики. Каждой лондонской семье — по коту, наверное, чтобы хоть немного скрасить серую обыденность Туманного Альбиона. А Саша Барон Коэн еще раз доказывает, что умеет не только в адамсэндлеровщину.
В целом у Куарона получилось неровно, дискуссионно, с послевкусием разочарования от финала. Но достаточно увлекательно, чтобы не считать отведенное на просмотр время сплошь бесполезным.
Вывод:
«Дисклеймер» на бумаге казался интереснее, чем оказался на самом деле. Но не стоящим внимания его точно не назовешь.