Гарантии безопасности от США сегодня выглядят единственным реальным путем к устойчивому миру для Украины, как бы ни пытались европейские союзники представить альтернативные варианты. Европа, отмечает Politico, просто не способна развернуть собственные многонациональные силы без американской материально-технической поддержки. При этом издание подчеркивает: реальная власть в вопросе окончания войны все равно остается у России, нравится это кому-то или нет.
На фоне провала Будапештского меморандума Владимиру Зеленскому в нынешних переговорах приходится учитывать сразу несколько принципиальных моментов. По данным Politico, президент Украины готов отказаться от стремления к членству в НАТО в обмен на надежные и четко зафиксированные гарантии безопасности. В Киеве надеются, что такие гарантии могут включать поставки крылатых ракет Tomahawk с дальностью до 1000 километров. Теоретически это дало бы Украине возможность наносить удары по российским политическим и военным центрам и тем самым сдерживать Кремль от новой агрессии.
При этом Зеленский рассчитывает, что на этот раз обязательства США будут иметь принципиально иной статус. В отличие от Будапештского меморандума, который был соглашением исполнительной власти, новые гарантии, по его логике, должны быть юридически обязательными. Речь идет о ратификации Палатой представителей и Сенатом США с последующим одобрением президента. Такой формат вывел бы гарантии безопасности для Украины на уровень двусторонних договоров США с Японией и Южной Кореей.
"Таким образом, если формальная ратификация будет рассматриваться, Зеленский будет надеяться, что это предоставит Украине будущие возможности влиять на Конгресс и обеспечит сохранение сильной и единой поддержки", — отмечает Politico.
Однако даже в этом сценарии рисков остается слишком много. Издание напоминает, что летом по пути на саммит НАТО в Гааге Дональд Трамп говорил о том, что "существует множество определений статьи 5". И это, подчеркивает Politico, не случайно. Статья 5 изначально сформулирована так, чтобы не втягивать США автоматически в крупную войну в Европе и допускает разные трактовки.
"Поэтому сомнительно, стали бы США действительно предлагать гарантии, которые могли бы вынудить их напрямую вмешаться в ситуацию в Украине, особенно учитывая, что они последовательно блокировали путь страны к вступлению в НАТО с 2022 года и сделали приоритетом избегание прямого участия в войне".
Отдельной проблемой остается параллельный диалог США и России, который идет независимо от переговоров с Украиной и Европой. В этой конфигурации позиция Владимира Путина становится ключевой, подчеркивает Politico. Москва хочет куда более масштабного соглашения с Вашингтоном по вопросам европейской безопасности, что было ясно обозначено еще в ее первоначальном 28-пунктном мирном плане.
Поскольку Путин до сих пор не отказывается от своих максималистских требований, остается открытым вопрос, на какие компромиссы Россия вообще готова пойти. И в итоге, делает вывод издание, даже самые жесткие и формально закрепленные гарантии безопасности со стороны США могут оказаться хрупкими.
"В конечном счете, независимо от того, насколько сильной Зеленский считает гарантию безопасности со стороны Америки, ее прочность все равно может зависеть от интерпретации Путина".










